1 сентября 2023
Консультация для родителей по
патриотическому воспитанию дошкольников на тему
«С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём
букваре,
С хороших и верных
товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам
мать,
С того, что в любых
испытаниях
У нас никому не отнять.
М.Л. Матусовский.
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических
чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,
включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному
городу и родной стране.
Наиболее сложной является
работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному
городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития
личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры
невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей
чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что
они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России,
маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом,
где они живут. Дети должны знать тот село, в котором они живут, видеть красоту
тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию
того, что село – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения),
потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что
дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому
патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в
чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо
вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом и родной
страной.
Такие чувства не могут
возникнут сами по себе. Это результат длительного, систематического и
целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным
городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить
от случая к случаю.
Чувство патриотизма
включает в себя следующие параметры:
чувство привязанности к
местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к
языку своего народа;
заботу об интересах
родины;
гордость за социальные и
культурные достижения своей страны;
уважительное отношение к
историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
стремление посвятить свой
труд на благо могущества и расцвета родины.
Любой край, область,
город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой
быт. Родное село... Надо показать ребенку, что родное село славно своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками.
Какие сведения и понятия
о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
Внимание детей постарше
нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа,
кинотеатр, почта, аптека и так далее, рассказать об их назначении, подчеркнуть,
что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с
которыми знакомят дошкольников, расширяется — это село в целом, его
достопримечательности, исторические места и памятники.
Старший дошкольник должен знать название своего городсела, своей
улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясните
детям, что у каждого человека есть родной дом и село, где он родился и живет.
Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом
взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей,
требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной",
"любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой
подвиг" и так далее. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою Родину.
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома ( родного края);
труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес.