24 января

Путеводитель по России

Пятковский детский сад СП МАОУ Пятковская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  по патриотическому воспитанию в  подготовительной группе

«Путеводитель  по России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Алексанкина Л.С..

 

 

 

 

2024 г

                                            

Путеводитель по занятию:

1.Организационная  часть

     - введение в тему

    - организация проблемной ситуации

     - выбор решения

2. Основная часть

      2.1. Станция «Географическая»

- беседа по путеводителю

- повторение пословиц и поговорок

       2.2.  Станция «Лесная»

- беседа по путеводителю

- разгадывание загадок

-физминутка

      2.3. Станция «Государственная»

-беседа по путеводителю

-работа с пазлами

      2.4. Станция  «Малая Родина»

-беседа по путеводителю

-игра малой подвижности

3. Заключительная часть

    - рефлексия по путеводителю

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  по патриотическому воспитанию в  подготовительной группе

«Путеводитель  по России»

 

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.

Воспитывать любовь, уважение к своей стране, малой родине.

Материал:  карта России, картинки  государственных символов – флаг, герб,  гимн, достопримечательности Москвы, природные виды России и  малой Родины,  достопримечательности, памятники, цветные полоски бумаги для флага России, чистый путеводитель на каждого ребенка.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине;  родном городе, рассматривание памятников, чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем  и становятся в полукруг.

Воспитатель: Ребята, сегодня необычный день. К нам пришли гости.   При встрече нужно здороваться, желать здоровья и долголетия.  Это очень хорошая традиция, всем с утра дарить свои улыбки и желать мира и  добра.

Давайте мы так и сделаем, поприветствуем наших гостей и пожелаем всем здоровья.

Воспитатель: Всем-всем от всей души здравствуйте.

Ребята, а еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением.

Давайте мы все вместе от всего сердца, подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо - лети).

Всем желаем доброго дня.

Молодцы, ребята. С гостями поздоровались, пожелали всем доброго дня, а сейчас давайте повернемся кругом к экрану и поздороваемся с окружающим миром. (Дети здороваются с окружающим миром, на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и  земли в соответствии с текстом здравия).

Воспитатель:

- Солнце красное! Здравствуй!

Дети: Здравствуй, Солнце красное! (Поднимают руки вверх)

Воспитатель: Небо ясное, здравствуй!

Дети: Здравствуй, Небо ясное! (качаем руками)

Воспитатель: И Земле своей родной, здравствуй!

Дети: Здравствуй, Земля родная! (поклон)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное?

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине.

Как вы думаете, на чем можно путешествовать?  (выбор транспорта)

Я предлагаю вам путешествие на __________. Занимаем места, садимся  удобнее. Отправляемся. А поможет нам в нашем большом путешествии «Путеводитель  по России» Слайд № 1 (раздаем детям бумажный вариант)

(на экране изображение транспорта, звучит музыка «Мы едем, едем, едем»)

Мы приехали на станцию, она называется «Географическая». (Слайд №…., стр №..)

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)

Правильно, ребята. Мы живем в стране,  у которой  удивительно красивое имя – Россия.  Если мы живем в России, то кто мы?  ( Россияни). А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле, с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

 Тебя по-славянски назвали – Россия!

Давайте вместе еще раз повторим это слово – Россия.

Ребята, а кто скажет какая она, наша Россия?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая).

Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России)

Вот как много места занимает территория России.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.

Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна -

В  другом  снега и вьюга!

 (Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

Видите, как велика и необъятна наша Родина и как разнообразен мир природы.

Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, умей за нее постоять.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов.

Открываем стр №…. нашего путеводителя, находим картинки, которые мы встретили на этой станции и вклеиваем их на эту страницу….

А наше путешествие продолжается. Следующая станция, на которую мы прибываем, называется «Лесная». (Слайд №…., стр №..)

 

Отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук,

И тысячи ладошек. (Дерево)

Правильно, это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья)

(Рассматривают изображение на слайде)

Россия – самая богатая лесами страна в мире.

Лес -  это огромный дом.

Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда, дятел ищет пищу в коре дерева).

А в лесу таких деревьев тысячи. Какие деревья вам знакомы?

(Дуб, осина, елка, клен, рябина, тополь, береза и другие).

Ребята, а есть дерево, которое считают символом России. Кто знает, что это за дерево? (Береза)

(Смотрят изображение на экране)

Березу милую, родную издавна считают символом России.

Россия и береза – эти два символа неразделимы.

С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез.

Лес - это наше богатство.  Какой  цветок, является символом России?

 ( ромашка – слайд).

А  чтобы наша страна стала еще богаче, что мы с вами должны делать для этого? (Любить, беречь, приумножать природу, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними). Какие символы России, вы еще знаете?

 ( самовар, матрешка, балалайка, медведь) - слайд

Физкультминутка

Руки подняли и покачали,

Это березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки отводим назад. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Отдохнули немного? И теперь мы отправляемся дальше. Присаживаемся на места.

Открываем стр №…. нашего путеводителя, находим картинки, которые мы встретили на этой станции и вклеиваем их на эту страницу….

Следующая станция называется «Государственная». (Слайд №…., стр №..)

Мы прибыли в главный город нашей страны, столицу нашего государства.

А как называется столица нашего государства? (Москва)

А кто из вас сможет назвать главные достопримечательности нашей столицы? (Кремль, Красная площадь)

Наша столица очень красивая и величественная.

Давайте послушаем стихотворение о Москве.

Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля.

Москва-это сердце России,

 Которое,  любит тебя.

Воспитатель: Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.)

Наш президент образованный и трудолюбивый человек.

Он очень много работает, чтобы наша страна крепла и процветала.

Назовите государственные символы  России. (Флаг, герб, гимн)

Ребята, в мире много стран.

И у каждой страны есть свой флаг.

 А какой наш, российский флаг? (У России флаг трехцветный)

А какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный)

Белый цвет-это цвет мира и чистоты. Он означает, что наша страна миролюбивая, она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (березу, снег, облака, ромашку).

Синий цвет-это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (небо, реки, озера, моря).

Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (солнце, огонь, тепло).

 Второй символ нашего государства - это герб. Герб является символом единства народов, живущих в России.

Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? (двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)

Как вы думаете, что означает всадник? (воин)

А что означает змей? (зло, т.е. воин, побеждает зло-это победа над злом)

Следующий символ  нашего государства-это гимн.

А что же такое гимн? (гимн-это самая главная песня нашей страны)

А где может звучать гимн? (на военных парадах, на олимпийских играх, когда приветствуют президента страны, на торжественных мероприятиях)

А как слушают гимн? (гимн слушают стоя) – послушать гимн России

В закреплении я предлагаю вам ребята мальчики, собрать пазлы герб РФ, девочки из полосок цветной бумаги – Флаг России. Теперь поменяемся, посмотрим как у девочек получится собрать пазл Герба, а у мальчиков  триколор – флага России. (проверим – слайд)

Открываем стр №…. нашего путеводителя, находим картинки которые мы встретили на этой станции и вклеиваем их на эту страницу….

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Малая Родина». (Слайд №…., стр №..)

Как вы думаете, что мы называем малой родиной? (место, где мы родились и выросли, наш город)

Как же называется наша малая родина? (с. Пятково). Мы с вами живем в Тюменской области.

Ребята, а что для вас малая родина?

Как вы это понимаете? (мама и папа, друзья, наш детский сад, наше село, наш двор, в котором мы живем)

Воспитатель: Наше село славится красивыми памятниками и достопримечательностями. Посмотрите и назовите их.

Как называется этот памятник? – первая палатка – слайд.

Мы с вами чтим память о защитниках нашей Родины и ходим в парк, чтобы возложить цветы к вечному огню и памятникам. – Тыл фронту слайд

Мы должны бережно хранить эту память, быть достойными их и готовыми всегда встать на защиту своей любимой Родины.

Вы согласны со мной? 

Ребята, ну а какая у нас красивая природа , посмотрите на зкран. - слайд

Ведь вы часто бываете с родителями на речке и в лесу и все видите своими глазами. Какая река протекает в нашей местности? (река Кирчигай)

Ребята, а вы любите свою малую родину?

Я тоже очень люблю своё село. Я предлагаю вам ребята поиграть в игру, которую играли раньше жители нашего села

Игра «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

 «У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами, (показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…» (воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Открываем стр №…. нашего путеводителя, находим картинки, которые мы встретили на этой станции и вклеиваем их на эту страницу….

 На этом наше путешествие и закончилось.

На каких станциях мы сегодня побывали? Если забыли, можете посмотреть в нашем путеводителе

О чем разговаривали?

Что вам больше всего понравилось?

Молодцы, ребята. Я вами очень довольна. Вы много знаете и хорошо и правильно отвечали на мои вопросы. Вижу, что вы все любите свою страну и малую родину – свое село. Вы настоящие патриоты своей страны. Теперь у вас есть свой путеводитель, который поможет вам любить и почитать свою Родину.

Приложение №1

Игры и физминутки для привлечения детского внимания

№1…Гимнастика для глаз

«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

№ 2 «Моя Россия»

Поезжай за моря-океаны, (дети «едут»).

Надо всею Землей пролети: (дети «летят»).

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны).

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

 Глубоки наши светлые воды, (дети приседают).

Широка и привольна земля, (дети встают, руки в стороны).

И гремят, не смолкая, заводы,(дети «Стучат» руками перед собой).

И шумят, расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведенными в стороны).

 

Алексанкина Л.С.